Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

 «Физиология физического воспитания»

 

1.      Понятие о мышечной работе. Режимы работы мышц при выполнении различных физических упражнений.

2.      Классификация и характеристика видов мышечной работы, выполняемой в процессе занятий физической культурой и спортом.

3.      Гомеостаз и его поддержание во время мышечной работы.

4.      Общая характеристика сдвигов в организме при мышечной работе. Сдвиги в составе и количестве крови и функциях сердечнососудистой системы. Механизмы усиления деятельности сердечнососудистой системы во время мышечной работы.

5.      Характеристика сдвигов в деятельности дыхательной и выделительной систем при мышечной работе. Механизмы усиления деятельности дыхательной и выделительной систем при мышечной работе.

6.      Выделительные системы и их роль в обеспечении постоянства внутренней среды организма во время мышечной работы.

7.      Аэробная и анаэробная фазы работы.

8.      Физиологическая характеристика работы, лежащей в зоне максимальной мощности.

9.      Физиологическая характеристика работы, лежащей в зоне субмаксимальной мощности.

10.  Физиологическая характеристика работы, лежащей в зоне большой мощности.

11.  Физиологическая характеристика работы, лежащей в зоне умеренной мощности.

12.  Ациклические упражнения, их физиологическая характеристика.

13.  Физиологическая характеристика скоростно-силовых упражнений.

14.  Статические усилия. Феномен Лингарда.

15.  Качества мышечной деятельности: сила и ловкость, их физиологическая характеристика.

16.  Качества мышечной деятельности: выносливость и скорость, их физиологическая характеристика.

17.  Быстрота движений, ее физиологические механизмы. Гибкость, ее развитие.

18.  Физиологическая характеристика спортивных игр.

19.  Физиологическая характеристика плавания.

20.  Физиологическая характеристика легкой атлетики.

21.  Физиологическая характеристика гимнастики.

22.  Физиологическая характеристика лыжного спорта.

23.  Физиологическая и оздоровительная эффективность уроков физической культуры.

24.  Физиологическая характеристика уроков физической культуры в школе. Фазы работоспособности и части урока.

25.  Предстартовое состояние и его разновидности.

26.  Разминка, ее физиологическая сущность.

27.  Врабатывание. Состояние устойчивой работоспособности.

28.  "Мертвая точка" и "второе дыхание", физиологические механизмы их возникновения и преодоления.

29.  Утомление. Физиологические механизмы возникновения и развития утомления. Утомление и усталость. Переутомление.

30.  Теории развития утомления.

31.  Восстановительные процессы. Фазы восстановления. Средства, ускоряющие восстановление.

32.  Понятие о спортивной форме, перенапряжении, перетренировке.

33.  Спортивная тренировка как управляемый физиологический процесс. Физиологические принципы тренировки.

34.  Гипо- и гипердинамия, их влияние на организм

35.  Тренируемость и факторы ее определяющие.

36.  Проявления состояния тренированности в покое.

37.  Стандартные (тестирующие) нагрузки. Проявление состояния тренированности при выполнении стандартной работы.

38.  Предельные нагрузки. Реакция тренированного и нетренированного организма на предельные нагрузки.

39.  Возрастные, половые и индивидуальные различия в реакции организма на физическую нагрузку.

40.  Физиологические особенности проведения занятий по физической культуре в летнее время в условиях жаркого климата.

41.  Физиологические особенности проведения занятий по физической культуре в зимнее время в условиях холодного климата.

42.  Факторы, обуславливающие величину нагрузки - атмосферное давление и уровень физической подготовленности.

43.  Физиологические основы ориентации и отбора детей для занятий различными видами спорта.

44.  Закаливание, его физиологические механизмы. Средства, виды, формы и принципы закаливания. Возрастные особенности закаливания.

45. Объясните физиологические особенности разминки на уроке физической культуры и тренировке.

46. Назовите факторы, способствующие возникновению утомления.

47. Предложите комплекс упражнений разминки для урока, посвященного освоению навыка игры в баскетбол. Дайте физиологическое обоснование их применения.

48. Предложите возможные средства восстановления для лиц, занимающихся лёгкой атлетикой. Объясните физиологический эффект их использования

49. Выявите влияние различных циклических физических упражнений (не менее 3) на физиологические системы организма (центральную нервную систему, анализаторы, опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему и систему кровообращения) детей старшего школьного возраста

50. Подберите рациональную последовательность упражнений для формирования двигательно-координационных качеств (мышечной силы, равновесия, точности и др.) на одном уроке физической культуры. Приведите физиологическое обоснование их использования в определённой части урока

51. Приведите примеры использования различных средств восстановления в Вашем виде спорта. Объясните механизм их физиологического воздействия

52. Предложите способы регулирования различных форм предстартового состояния у начинающих и квалифицированных спортсменов. Объясните физиологический механизм указанных Вами способов регулирования.

53. Объясните физиологический механизм феномена статических усилий (синдрома Линдгарта-Верещагина)

54. Дайте характеристику движений по критерию стандартности

55. Назовите функциональную (структурную) цену адаптации спортсмена к занятиям тяжелой атлетикой

56. Назовите функциональную (структурную) цену адаптации спортсмена к занятиям плаванием

57. Укажите тактику тренера при возникновении состояния перетренированности у спортсмена

58. Укажите тактику тренера при возникновении состояния хронического перенапряжения у спортсмена

59. Укажите пути преодоления «мертвой точки» в процессе врабатывания на уроке физической культуры и тренировке

60. Укажите тактику тренера при возникновении состояния хронического утомления у спортсмена

61. Укажите тактику тренера при возникновении состояния переутомления у спортсмена

62. Назовите варианты тренируемости спортсмена

63. Назовите виды генетических маркеров, используемых при спортивных отборах

64. Занятия какими видами спорта Вы порекомендуете ребенку с дигистивным соматотипом?

65. Занятия какими видами спорта Вы порекомендуете ребенку с астеноидным соматотипом?

66. Предложите возможные средства восстановления для лиц, занимающихся лыжными гонками. Объясните физиологический эффект их использования

 

Варианты контрольных работ по дисциплине "Физиология физического воспитания"

Вариант 1
1. Понятие и физиологические основы ловкости. Критерии ловкости. Методы развития ловкости
2. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма
3. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению
4. Физиологическая характеристика спортивной ходьбы

Вариант 2
1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы
2. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека
3. Принципы и методы тестирования физической работоспособности
4. Физиологическая характеристика легкоатлетического бега

Вариант 3
1. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости
2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека
3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте
4. Физиологическая характеристика плавания

Вариант 4
1. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты
2. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла
3. Резервы физической работоспособности
4. Физиологическая характеристика гребли

Вариант 5
1. Понятие и физиологические основы гибкости. Методы развития гибкости
2. Изменения функций организма в процессе тренировок
3. Определение и физиологические механизмы развития утомления
4. Физиологическая характеристика скоростного бега на коньках

Вариант 6
1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии
2. Понятие спортивной ориентации
3. Факторы утомления и состояние функций организма
4. Физиологическая характеристика лыжных гонок

Вариант 7
1. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам
2. Понятие спортивного отбора. Морфологические, функциональные, психофизиологические и моторные показатели, используемые при отборе
3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок
4. Физиологическая характеристика велосипедного спорта

Вариант 8
1. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация
2. Физиологическая классификация физических упражнений по В.С. Фарфелю
3. Предутомление, хроническое утомление и переутомление
4. Физиологическая характеристика баскетбола

Вариант 9
1. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний. Регуляция предстартовых состояний
2. Понятие и стадии перетренированности
3. Общая характеристика процессов восстановления
4. Физиологическая характеристика бокса

Вариант 10
1. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок
2. Изменения функций различных органов и систем организма при физических нагрузках
3. Физиологические механизмы восстановительных процессов
4. Физиологическая характеристика борьбы

Вариант 11
1. Исторические сведения о развитии физиологии спорта (этапы развития)
2. Понятие и виды перенапряжения
3. Физиологические закономерности восстановительных процессов
4. Физиологическая характеристика фехтования

Вариант 12
1. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин
2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной и переменной мощности
3. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления
4. Физиологическая характеристика футбола

Вариант 13
1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
2. Физиологическая характеристика разминки
3. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений
4. Физиологическая характеристика спортивной ходьбы

Вариант 14
1. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое
2. Физиологическая характеристика периода врабатывания. Понятие «мертвой точки» и «второго дыхания»
3. Физиологическая характеристика нестандартных движений
4. Физиологическая характеристика плавания

Вариант 15
1. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках
2. Физиологическая характеристика устойчивого состояния и его виды
3. Физиологические механизмы, закономерности и стадии формирования двигательных навыков
4. Физиологическая характеристика лыжных гонок

Вариант 16
1. Сущность процессов перетренировки. Механизмы ее возникновения и преодоления
2. Физиологические особенности тренировки в горах
3. Понятие и физиологические основы силы. Методы развития силы.
4. Физиологическая характеристика гимнастики

Вариант 17
1. Гипо- и гипердинамия, их влияние на организм.
2. Предстартовые состояния, их характеристика
3. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. Стадии формирования навыка. Устойчивость навык
4. Физиологическая характеристика тяжелой атлетики

Вариант 18
1. Сущность процессов утомления, теории утомления
2. Физиологические особенности тренировки в горах
3. Физиологическая характеристика упражнений большой мощности
4. Физиологическая характеристика плавания

Вариант 19
1. Физиологическая характеристика упражнений умеренной мощности
2. Физиологическая характеристика упражнений субмаксимальной мощности.
3. Физиологические особенности тренировки в жарком климате
4. Физиологическая характеристика баскетбола

Вариант 20
1. Физиологические особенности статической деятельности
2. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. Стадии формирования навыка. Устойчивость навыка
3. Физиологическая характеристика упражнений максимальной мощности.
4. Физиологическая характеристика лыжных гонок

 

Дата создания: 14.04.2020 19:44
Дата обновления: 15.10.2025 13:31